Класс точности подшипника по ГОСТ Обозначение класса точности подшипника 2-436103ККласс точности по ГОСТ - характеризует в порядке повышения точности значения предельных отклонений размеров, формы, расположения поверхностей подшипников.
Сводный ряд классов точности подшипников по ГОСТ 520-2002
8 | 7 | 0- нормальный | 6х | 6 | 5 | 4 | Т | 2 |
(в порядке увеличения класса)
Установлены следующие классы точности подшипников (в порядке повышения точности):
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, Т, 2- для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
8, 7, 0-(нормальный), 6, 5, 4, 2- для упорных и упорно-радиальных подшипников; 8, 7, 0-(нормальный), 6X, 6, 5, 4, 2- для роликовых конических подшипников В условном
обозначении указанных подшипников и в маркировке на изделиях нормальный класс точности обозначается цифрой «0».
Классы точности 8 и 7 ниже класса 0 и подшипники этих классов точности применяются в неответственных узлах.
Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении не указывается. Буква «У», стоящая после знака класса точности, означает повышенную точность конических роликовых подшипников по монтажной высоте; пример 6У-7608.
Точность изготовления подшипников влияет на очень многие параметры работы: скорость вращения, вибрации, срок службы и т.д. К примеру, класс точности влияет на потери на трение при вращении: чем точнее изготовлен подшипник, тем меньше трение тел качения, сепаратор и обойм, а значит меньше тепловыделение и выше скорость вращения.
Предельная частота вращения подшипников, приведенная в справочниках соответствует классу точности 0.
Класс точности 5 позволяет повысить скорость шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, а также радиальных роликоподшипников с короткими цилиндрическими роликами в 1,5 раза, класс 4 - в 2 раза.
Для радиально-упорных подшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников с коническими роликами, а также упорных шарикоподшипников класс точности 5 позволяет повысить скорость в 1,1 раза, а класс точности 4 - в 1,2 раза.
С повышением класса точности возрастают точностные требования ко всем элементам подшипников как внутренним, обеспечивающим точность вращения и радиальные зазоры между телами качения и дорожками колец, так и внешним, обеспечивающим посадку колец в изделии.
В общем машиностроении и автомобилестроении чаще всего применяются подшипники классов точности по ГОСТ 0, 6 и 5.
Класс точности подшипника играет принципиальную роль в подшипниковых узлах, где важна высокая точность работы, высокие скорости вращения и малый момент трения и вращения. Прецизионные подшипники (классов 4 и 2) используются в специальных случаях. Это - высокоскоростные шпиндельные подшипниковые узлы, станки с повышенной точностью .
Иногда при демонтаже и ремонте старого оборудования встречаются подшипники с классом точности обозначенными буквами Н-, П-, ВП-, В-, АВ-, А-, СА-, С- (пример С-236207е) и необходимо подобрать соответствующий современный подшипник. Для правильного выбора подшипника ниже приведена таблица соответствия.
Соответствие между старым классом точности подшипника и действующей системой обозначения классов точности подшипников по ГОСТ 520-2002 в порядке возрастания.
Старый класс точности подшипника | Новый класс точности подшипника | Точность изготовления |
Н | 0 или не пишется | НОРМАЛЬНЫЙ |
П | 6 | ПОВЫШЕННЫЙ |
ВП | нет соответствия | ОСОБО ПОВЫШЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ |
В | 5 | ВЫСОКИЙ |
АВ | нет соответсвия | ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ |
А | 4 | ПРЕЦИЗИОННЫЙ |
СА | т | ОСОБО ПРЕЦИЗИОННЫЙ |
С | 2 | СВЕРХ ПРЕЗИЦИОННЫЙ |
Стандарты ГОСТ, ISO, ABEC
ГОСТ Межгосударственный стандарт ГОСТ 520-2002 (Подшипники качения. Общие технические условия). Принят межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 2002г. Действует на территории стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
ISO (International Organization for Standardization) - "Международная организация по стандартизации". Действует международный стандарт ISO-492 .
ABEC (Annular Bearing Engineering Committee) — комитет по разработке подшипников, являющийся частью американской ассоциации производителей подшипников (ABMA). Маркировка ABEC используется для указания точности изготовления прецизионных подшипников.
Таблица соответствия класса точности подшипников по ГОСТ , ISO и ABEC
ГОСТ | ISO | ABEC | ТОЧНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ |
НОРМАЛЬНЫЙ | P0 | ABEC 1 | НОМАЛЬНАЯ |
КЛАСС 6 | P6 | ABEC 3 | ПОВЫШЕННАЯ |
КЛАСС 5 | P5 | ABEC 5 | ВЫСОКАЯ |
КЛАСС 4 | P4 | ABEC 7 | ПРЕЦИЗИОННАЯ |
КЛАСС 2 | P3 | ABEC 9 | СВЕРХ ПРЕЗИЦИОННАЯ |
Класс точности игольчатых подшипников.
Некоторые игольчатые подшипники имеют условное обозначение в виде трех сомножителей 00х00х00 (dхDхB). При этом числовые значения сомножителей определяют d - внутренний диаметр, D - наружный диаметр и B - ширину подшипника в мм в порядке перечисления.
Цифра, стоящая впереди условного обозначения, обозначает степень точности роликов по ГОСТ 6870, например, 3ККЗ0х35х46Е. Для таких подшипников используют ролики со степенями точности: 5, 3, 2. Степень точности 2 в условном обозначении не проставляется.
Класс точности тел качения подшипника - шарики, ролики
Шарики:
Существует 11 степеней точности шариков по стандарту ГОСТ 3722-2014 : G 3; G 5; G 10; G 16; G 20; G 24; G 28; G 40; G 60; G 100; G 200. (перечислены в порядке снижения точности)
Классы точности стальных шариков по стандарту DIN 5401 : G700, G600, G500, G300, G200, G100, G80, G40, G28, G20, G16, G10, G5, G3 (перечислены в порядке увеличения точности ) Чем выше точность шарика - тем меньше отклонения от размера и формы!
Ролики :
Для роликов цилиндрических коротких установлены 6 степеней точности: IV, IIIA,III, IIA, II, I. Для роликов цилиндрических длинных установлены 3 степени точности: III, II, I . (в порядке повышения точности)
Иголки :
Для роликов игольчатых установлены три степени точности: 4, 3, 2 (в порядке повышения точности) .
Попроще о классе точности подшипника.
В любом спортивном магазине – в отделе зачастей для роликов или скейтов продаются подшипники 608 трех классов - АВЕС 3, АВЕС 5 и АВЕС 7. Грамотный продавец скажет, что чем выше класс, тем выше качество и поэтому выше цена. На самом деле классы АВЕС (1, 3, 5, 7, 9) определяют только допуски, то есть отклонения от основных заданных размеров.
ABEC - система классификации подшипников, принятая в США и широко распространенная в скейтово-роллерном мире.
Допуски влияют на качество, но в гораздо меньшей степени, чем, например, материалы, из которых изготовлены детали, конструкция крышек и тип смазки, или то, насколько хорошо отшлифованы дорожки, по которым катятся шарики. Не менее важно, насколько плотно подшипник садится на ось и сидит в колесе: потери в посадке приводят к потерям в скорости.
Специалисты скажут, что важнее не класс, а производитель подшипников. Разницу между АВЕС 1 и АВЕС 5 можно почувствовать, если разогнаться, скажем, до 32 000 оборотов в минуту, то есть до скорости больше 500 км/ч.